История школьного кабинета информатики
Кабинет информатики в Жуковской школы имеет свою небольшую историческую летопись. Кабинетная система преподавания физики в школе появились в 1970 году школа перешла в новое здание, в котором располагается сегодня. Левченко Александр Павлович работал директором школы с 1961 по 1981 год, преподавал физику, черчение. 1981по1996 год преподавала физику Бондаренко Галина Михайловна. В 1996 году появился новый предмет Информатика и ВТ. С 1996 года по настоящее время предмет информатику преподает Рогожа Валерий Сергеевич. Информатизация школы начиналась с первых программируемых микрокалькуляторов. . Они и сейчас находятся в школьном музее.
Программа информатизации
МОУ Жуковская СОШ
Обоснование программы.
Глобальная информатизация общества одна из ведущих доминирующих тенденций XXI века. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий ведет к формированию постиндустриального информационного общества. Именно поэтому перед системой образования сегодня встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни в высокоразвитой информационной среде. Выпускнику школы предстоит жить в мире, в котором умение использовать ИКТ будет определять его жизненный успех, а по настоящему научиться использовать современные технологии можно, только активно применяя их в учебном процессе.
За последние годы в жизни общества произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы. В настоящее время невозможно представить современную школу без компьютеров, без информационных и коммуникационных технологий. Они прочно обосновались, благодаря Президентской программе, в каждой школе. И поэтому сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Основная цель Программы информатизации: переход на качественно новый уровень в
подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех структурных подразделениях школы.
Программа составлена на основе документов:
Закон РФ «Об образовании» 2001г.
Федеральная программа развития образования 2001-2005гг.
Федеральная целевая программа «Электронная Россия» 2002-2010гг.
Проект «Информатизация системы образования» 2005-2008гг.
Концепция модернизации российского образования до 2010г.
Национальный проект «Образование».
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Приказ МО от 3.12.2001 № 3926 «О единой организации и координации работ в области информатизации образования в России».
До настоящего времени (01.09.2006 г.) в школе использование ИКТ рассматривалось в двух направлениях:
- изучение предмета «Основы информатики и вычислительной техники»;
- использование ИКТ в качестве технических средств обучения в образовательном процессе по различным предметам (по желанию педагогов).
В настоящее время этого мало, чтобы увеличить эффективность использования компьютерной базы школы средства информационных и коммуникационных технологий школы могут и должны, использоваться с соблюдением правил гигиены и техники безопасности до 12 часов в день и 6 дней в неделю (письмо Министерства Образования № 01-51-088 ИН от 13.02.2002 г.).
Основные цели:
- создание единого информационного пространства МОУ Жуковская СОШ;
- формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров, способностей эффективно использовать все информационные ресурсы и технологии в профессиональной деятельности;
- повышение доступности качества образования через использование ИКТ.
Задачи:
- преподавание информатики как отдельного предмета;
- Формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий.
- обеспечение развитие традиционной методологии образования школы за счет использования преимуществ компьютерных технологий;
- создание и развитие школьной медиатеки;
- создание условий для персонального доступа к компьютеру и образовательным ресурсам в Интернете учащимся, учителям и сотрудникам школы;
- Организация управленческих процессов. Внедрение компьютерных информационных технологий для различных служб и подразделений школы (учебного управления, бухгалтерии, библиотеки, канцелярии). Обеспечение кадровой поддержки процесса внедрения и эксплуатации информационных технологий.
- Материально-техническое обеспечение школы, включающее обновление парка вычислительной техники, программных средств и средств доступа к глобальным телекоммуникациям.
- обучение педагогических и руководящих кадров информационным и коммуникационным технологиям;
- оказание методической, консультативной и практической помощи в использовании ИКТ;
- осуществление через проектную деятельность с использованием ИКТ адаптации детей к реальной жизни;
- формирование у участников образовательного процесса навыков использования инфрмационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных задач;
- Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные справочники и энциклопедии и т.д.).
- организация работы с общественностью;
- возможности использования дистанционного обучения Реализация поставленной цели возможна через внедрение проектов:
- Расширение информационного пространства школы.
- Повышение ИКТ- компетентности педагогов.
- Повышение ИКТ- компетентности учащихся.
Проект № 1
Расширение информационного пространства школы
Цель: совершенствовать материально-техническую базу и наполнять информационное пространство школы учебным и методическим материалами, предоставляемыми средствами проекта СБППО.
Мероприятия
- Привлечение дополнительных средств для приобретения компьютерного оборудования
- Обновление и приобретение новых ПК, электронных учебников в школьную библиотеку
- Максимальное использование часов работы в Интернете, накопление Интернет-ресурсов
- Оборудование рабочих мест педагогов
- Создание базы педагогических и ученических проектов
- Создание базы данных и статистических отчетов
- Составление расписания уроков с учетом использования компьютерного класса
- Создание школьного сайта
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации данной программы предполагается, что количество компьютеров на рабочих местах сотрудников возрастет с 1 до 5, по сравнению с 2005-2006 учебным годом. Вследствие чего будет увеличиваться количество учебно-методических материалов: собственных мультимедийных разработок уроков, Интернет-ресурсов, что позволит заинтересовать большее количество учащихся к выполнению творческих мультимедийных проектов. Изменится качественная подготовка педагога к учебным занятиям, в связи с этим увеличится количество выдачей ресурсов медиатеки.
Проект № 2
Повышение ИКТ - компетентности педагогов.
Цель: расширять число педагогов, заинтересованных в использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Мероприятия
Повышение квалификации педагогов в области применения ИКТ
Организация работы ШМО:
- Ознакомление предметников с СБППО, поставляемых в школу в рамках федеральной и региональной программ информатизации;
- Обсуждение ПО, составление каталога в помощь учителям-предметникам;
- Обзор Интернет- ресурсов
Обмен опытом работы учителей, использующих ИКТ
Создание собственных медиауроков, их проведение
Оптимизация работы кабинета информатики с целью предоставления возможностей педагогам-предметникам проводить в нем уроки с использованием ИКТ.
Ожидаемые результаты.
Повышение компьютерной грамотности педагогов даст возможность более активно участвовать в городских, областных, региональных конкурсах. Увеличение количества уроков и мероприятий с использованием ИКТ по различным предметам.
Проект № 3
Повышение ИКТ - компетентности учащихся.
Цель: мотивировать учащихся на получение знаний с помощью возможностей компьютерных технологий.
Мероприятия
Формирование инициативной группы среди учащихся и педагогов по созданию школьного сайта
Создание школьного web-сайта
Организация работы по дальнейшему обновлению содержания школьного сайта
Составление презентаций учащихся 7-11 класса с целью привлечения других учащихся к информационно- технологическому профилю
Участие школьников в конкурсах проектов, в олимпиаде по информатике.
Использование ИКТ в проведение элективных курсов
Организация и проведение воспитательных мероприятий с использованием ИКТ
Проведение научной конференции школьников с презентацией своих мультимедийных проектов
Ожидаемые результаты.
В связи с активным применением ИКТ педагогами в учебно-воспитательном процессе, считаем, что возрастет число учащихся, занимающихся на элективных курсах, участвующих в различных конкурсах и проектах
В ходе реализации программы «Информатизация школы на 2007-2008 учебный год» видим ожидаемое будущее:
- внедрение информационных технологий в учебный процесс;
- изменение форм традиционных уроков;
- развитие индивидуальных способностей современного ребенка «информационного общества».
Основные направления информатизации школы
Начиная с 01.09. 2009 г. для МОУ Жуковская СОШ самой важной представляется работа по следующим направлениям информатизации образования:
- обучение педагогических работников школы навыкам работы на персональном компьютере на базе кабинета ОИВТ;
- методическая поддержка учителей в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;
- организация образовательного процесса с использованием ИКТ на базе кабинетов ОИВТ;
- информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями;
- оказание технической помощи учителям, учащимся, представителям общественности в изготовлении и размножении материалов необходимых для школьного учебного процесса, создание тестового материала и проведение тестирования по учебным предметам;
- развитие информационно-управленческой системы и финансово-хозяйственной деятельности;
- использование ИКТ для подготовки и проведения мероприятий для внеклассной воспитательной работы;
- создание банка данных образовательных ресурсов;
- создание информационно-педагогических модулей в различных программах и на различных носителях по запросам педагогов;
10. работа по созданию летописи школы;
11. работа по созданию школьного музея;
12. организовать работу средств массовой информации с применением ИКТ для оформления кабинетов, создания газет.
Положение о рабочих зонах определенных в школе для использования в образовательном процессе ИКТ
- Компьютерная зона – это класс, для проведения уроков ОИВТ, а во внеурочное время учащиеся могут самостоятельно получать информацию, используя фонд компьютерных программ, сеть Интернет и разрабатывать под руководством учителя компьютерные программы по различным предметам. Учителя обучаются работе на ПК, имеют возможность проводить уроки по своим предметам и получают доступ к образовательным ресурсам в Интернете. Использование кабинета для создания, развертывания и обслуживания модемной связи школы с другими образовательными учреждениями.
Оборудование: 6 персональных компьютеров объединенных в сеть, сканер, принтер цветной струйный и принтер черно-белый лазерный).
- Кабинет ИКТ – это зона для проведения уроков, используя мультимедийные возможности, оказания методической помощи учителям по внедрению и пропаганде передового педагогического опыта в области образования, внедрения новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы, для создания школьного банка данных, получения педагогической информации. Помимо этого кабинет является медиацентром школы. Здесь изготавливается, накапливается и систематизируется материал по различным разделам и темам, т.е. создается банк образовательных ресурсов. Учащиеся имеют доступ в кабинет ИКТ по любым интересующим их вопросам в области информационных технологий.
Поэтапная реализация Программы.
I. Первый этап
Уровень и культура использования вычислительной техники определяет степень
информатизации любого учреждения, в том числе и школы, его готовность к жизни в
информационном веке. Для эффективного использования имеющейся компьютерной базы
и программного обеспечения на первом этапе реализации настоящей программы
гимназии необходимо:
- Провести соответствующую научно-методическую работу в коллективе.
- Запустить в эксплуатацию класс свободного доступа к Интернет.
- Использовать систему дистанционного обучения по общеобразовательным и дополнительным дисциплинам, как одну из форм повышения квалификации.
- Обеспечить учащимся и преподавателям доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения для индивидуальной работы во внеурочное время:
- Привлечь сотрудников школы и руководство к использованию компьютеров в своей работе:
- Начать работу с преподавателями, желающими применять компьютеры для преподавания своих дисциплин. Обучить желающих основам компьютерной грамотности.
- Создать школьную Web-страницу.
- Поднять статус школьной библиотеки как информационного центра. Для автоматизации библиотечных фондов установить в школьной библиотеке персональный компьютер с принтером..
- Организовать работу по пользованию каталогами и материалами, опубликованными в сети Internet для подготовки докладов и рефератов.
- Привлекать родителей для участия со своими детьми в образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах
II. Второй этап.
Используя возможности работы в Internet, опробовать дистанционное компьютерное
тестирование учащихся.
Создать школьную сеть, объединяющую кабинет информатики,
кабинет директора и кабинет зам. директора по учебно-воспитательной работе.
Для автоматизации психологической службы установить компьютер в кабинете
психологов.
Создать фонд обучающих и контролирующих программ по предметам, включая
мультимедиа-технологии.
Начать работу по конструированию учителем системы творческих занятий по своему
предмету с использованием электронной почты E-mail и "Всемирной паутины" WWW.
Организовать доступ к учебным программам, курсам и методическим материалам,
размещённым на образовательных серверах других организаций.
С помощью сканера вести подготовку электронной библиотеки текстов и рисунков
по предметам.
III. Третий этап.
Для издательской деятельности приобрести еще 2 принтера
Внедрить в школе автоматизированную информационную систему (АИС) "Система
Управления Школой", которая предназначена для автоматизации процессов
управления, происходящих в школе.
Этапы информатизации
этап | Мероприятия | Результат |
1 этап 2010/05 | Оснащение кабинета ИКТ необходимым оборудованием | Поставка компьютеров по Президентской программе |
| Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий | Внедрение элементов ИКТ в образовательный процесс |
| Повышение уровня образовательной подготовки учащихся в области современных информационных технологий | Создание элективных курсов по информационным технологиям для учащихся 9-11 классов |
2 этап 2010/06 | Курсовая подготовка учителей в области информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе | Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе через курсы и обучение на ПК |
| Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий | Становление системы использования ИКТ учителями-предметниками; формирование учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курса (физика, обществознание, немецкий язык) |
| Повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий | Создание элективных курсов по информационным технологиям для учащихся 7 – 11 классов |
| Внедрение образовательных технологий в управленческую деятельность | Создание школьной базы данных Делопроизводство на ПК |
| Формирование банка данных образовательных ресурсов | Создание медиатеки. Создание банка данных программного обеспечения. Знакомство учителей с программным обеспечением по предметам |
| Организация досуга школьников | Вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Работа фотостудии. |
| Развитие и совершенствование материальной базы школы | Лаборатория физики, химии, биологии – подарок от краевого образования |
| Организация постоянного доступа к средствам ИКТ для учителей и учащихся | Продолжение |
| Создание единой локальной сети | Кабинет ИКТ |
3 этап 2010/07 | Развитие информационно-управленческой системы | Работа с управленческими базами данных. |
| Организация информационного взаимодействия с другими образовательными учреждениями | Создание и поддержка школьного сайта. Обмен информацией с другими ОУ посредством ИКТ |
| Организация постоянного доступа к средствам ИКТ для учителей и учащихся | Консультирование по организации поиска материалов к урокам для учителей и учащихся |
| Создание единой локальной сети | Соединение с кабинетом ИКТ |
| Совершенствование образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий | Продолжение формирования учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курса. Наполнение школьного сайта образовательными материалами для учителей и учащихся. Создание тестов по предметам школьного курса по необходимости, использование лабораторного комплекса по физике, химии, биологии. |
4 этап 2010/2011 | Развитие банка данных образовательных ресурсов | Накопление программного обеспечения по предметам. Совершенствование работы медиатеки |
| Развитие и совершенствование материальной базы школы | Обновление компьютерной техники, укомплектация каждого класса ПК и приобретение цифровых фотоаппарата и видеокамеры по возможности |
| Методическое сопровождение массового внедрения ИКТ в учебный процесс | Создание банка данных результатов работы учителей в области ИКТ; использование созданных материалов в образовательной деятельности. Создание и публикация материалов методического и учебного характера |
| Организация досуга школьников | Открытие студий: анимационной, компьютерной графики, журналистики |
5 этап 2010/11 | Обобщение опыта работы по созданию единого образовательного пространства для всех участников образовательного процесса | Проведение методических семинаров на уровне района и города |
| Создание единой локальной сети | Завершить создание внутри школьной сети с возможностью выхода каждого компьютера в Интернет |
В результате реализации данной программы в МОУ Жуковская СОШ будет создано единое информационное пространство «Учащийся – учитель – администрация – родитель – общественность – власть».
Учителя нашей школы повысят компетентность в области ИКТ, овладеют различными методиками использования информационных технологий. Учащиеся смогут самостоятельно получать информацию и разрабатывать собственные программы под руководством учителей.
Родители получат возможность отслеживать результаты учебных успехов и неудач своих детей.
Планируется своевременная информированность всех участников учебного процесса.