МЫ  РАЗВИВАЕМСЯ

САМИ

И  УЧИМ  ДРУГИХ

Для простаков Эйнштейн объяснял
 свою теорию относительности
 следующим образом:
"Это когда Цюрих остановится у этого поезда".
 

 

БЕЛГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ  ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.
 Курсы повышения квалификации преподавателей-организаторов  ОБЖ  г.Алексеевка  13.05.2011г.
 

Программа курса

«Обязательная подготовка граждан к военной службе»

(Программа подготовлена министерством обороны РФ для работы в IX-XI классах)

Пояснительная записка

Данная программа предусматривает полу­чение обучающимися необходимых знаний об обороне государства, составе, структуре и задачах, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации, традициях русской армии, положениях Конституции и Законов Российской Федерации по вопросам воин­ской обязанности граждан и ответственно­сти за нарушение их, овладение начальными элементами военной и медико-санитарной подготовки, получение физической закалки, а также приобретение учащимися практи­ческих навыков по гражданской обороне.

Самостоятельная разработка программы каждым учебным заведением не допускается.

Примерный расчет учебных часов

 

Наименование раздела

 

 

 

Учебные заведения

общеобразова­тельные школы

 

профтех­училища

 

средние спец. учебные заведения

IX кл.

X кл.

 

XI кл.

 

Предпослед-ний курс

последний курс

II

курс

III

курс

Вводная  тема

 

1

1

1

Основы обороны государства и воинской обязанности граждан

20

 

21

 

10

 

29

 

22

 

34

 

17

 

Гражданская оборона

12

10

10

22

10

22

10

Прикладная  физическая подготовка

5

10

5

10

10

15

5

Контрольные занятия

6

10

5

11

10

14

7

Итого:

49

56

35

82

58

96

44

 I. Вводная тема (1 час)

Занятие 1. Теоретическое (1 час)

Обязательная подготовка граждан к воен­ной службе - общегосударственный пред­мет. Ее сущность, цели, задачи и значение в современных условиях. Общее содержание программы обязательной подготовки граж­дан к военной службе.

 II. Основы обороны государства

воинской обязанности граждан (51 час)

 Тема 1. Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государст­ва (8 часов)

 Занятие 1. Теоретическое (1  час).

Оборона государства - важнейшее дело всего народа.

 Занятие 2. Теоретическое (1 час).

Назначение, состав и принципы строи­тельства Вооруженных Сил Российской Фе­дерации на современном этапе. Боевые тра­диции русской армии.

 Занятие 3. Теоретическое (1  час).

Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации. Принципы комплектования их личным составом. Огра­ничение деятельности общественных и иных организаций в Вооруженных Силах Россий­ской Федерации.

 Занятие 4. Теоретическое (1 час).

Конституция Российской Федерации, За­коны Российской Федерации «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной служ­бе», об основных положениях, обусловлива­ющих обороноспособность государства, и об отношении граждан к военной службе.

 Занятие 5. Теоретическое (1 час).

Военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации. Правила при­ема, порядок подготовки и поступления в военно-учебные заведения.

 Занятие 6. Теоретическое (1 час).

Назначение и порядок прохождения воен­ной и альтернативной службы.

 Занятие 7. Теоретическое (1  час).

Особенности прохождения военной служ­бы по контракту. Порядок заключения граж­данином контракта. Сроки и виды контрактов на прохождение военной службы.

 Занятие 8. Теоретическое (1 час).

Значение военной присяги в жизни, учебе и боевой деятельности российского воина. История российской военной присяги. Со­держание и порядок принятия военной при­сяги.

 Тема 2. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (10 часов).

 Занятие 1. Теоретическое (1  час).

Организация воинского учета призывников и военнообязанных. Первоначальная поста­новка гражданина на воинский учет. Доку­менты, удостоверяющие личность призывни­ка и военнообязанного, содержание их и порядок получения.

 Занятие 2. Теоретическое (1 час).

Категория граждан, освобождаемых от во­инского учета. Обязанности граждан по во­инскому учету.

 Занятие 3. Теоретическое (1 час).

Составные части  обязательной подготовки граждан к военной службе и порядок про­хождения ее.

 Занятие 4. Теоретическое (1  час).

Составные части добровольной подготовки граждан к военной службе и порядок про­хождения ее.

 Занятие 5. Теоретическое (1  час).

Организация и сроки призыва граждан на военную службу. Виды заключения призыв­ной комиссии о годности призывника к воен­ной службе по состоянию здоровья.

 Занятие 6. Теоретическое (1 час).

Граждане, подлежащие призыву на воен­ную службу. Освобождение от призыва на военную службу. Отсрочки от призыва на военную службу.

 Занятие 7. Теоретическое (1  час).

Исполнение обязанностей военной служ­бы. Общие обязанности военнослужащего.

 Занятие 8. Теоретическое (1  час).

Социальная защищенность военнослужа­щего и его семьи на период прохождения им военной службы.

Плановое и досрочное увольнение с воен­ной службы.

 Занятие 9. Теоретическое (1 час).

Ответственность призывников и военно­обязанных за нарушение правил воинского учета.

 Занятие 10. Теоретическое (1 час).

Ответственность призывников за уклоне­ние от прохождения военной службы и воен­нослужащих за совершение воинских про­ступков и преступлений.

 Тема 3. Военная служба граждан (33 часа)

 Занятие 1. Теоретическое (2 часа).

Воинская дисциплина, ее сущность и зна­чение Обязанности военнослужащих по со­блюдению воинской дисциплины. Поощре­ния, применяемые к солдатам. Дисципли­нарные взыскания, налагаемые на солдат за нарушение воинской дисциплины.

 Занятие 2. Теоретическое (1 час).

Понятие о воинских уставах. История их создания. Значение воинских уставов в жиз­ни и деятельности военнослужащих и воин­ских коллективов.

 Занятие 3. Теоретическое (1 час).

Составы военнослужащих, воинские зва­ния и знаки различия.

 Занятие 4. Теоретическое (1 час).

Символика Вооруженных Сил Российской федерации и их видов. Форма одежды воен­нослужащих. Отдание воинской чести Поря­док и форма обращения военнослужащих друг к другу.

 Замятие 5. Теоретическое (1  час).

Назначение и задачи караульной и пат­рульной служб.

 Занятие 6. Теоретическое (2 час).

Обязанности должностных лиц суточного наряда, караула части, патруля и их права по отношению к другим военнослужащим.

 Занятие 7. Показное (2 часа).

Размещение, жизнь и быт военнослужащих воинских частей. Ознакомление с вооружением и военной техникой, находящихся на обеспечении воинской части.

 Занятие 8. Практическое (1 час).

Строй и его элементы. Обязанности со­лдата перед построением и в строю. Выпол­нение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Разойдись».

 Занятие 9. Практическое (1 час).

Строевая стойка. Повороты на месте.

 Занятие 10. Практическое (1 час). 

Сущность ориентировки. Определение сто­рон горизонта по компасу, часам, солнцу и местным предметам.

 Занятие 11. Практическое (1  час).

Магнитный азимут и его определение. Определение азимутов на местные предме­ты и направления по магнитным азимутам.

 Занятие 12. Практическое (1  час).

Порядок движения по магнитным азиму­там, обход препятствий. Поиск и захват объ­ектов в сочетании с движением по азимутам.

 Занятие 13. Практическое (2 часа).

Ориентирование на местности без карты.

 Занятие 14. Теоретическое (1  час).

Передвижение войск. Виды передвижения и их характеристики. Перевозки железнодо­рожным, воздушным, морским, речным и автомобильным транспортом. Меры безопас­ности при перевозке войск.

 Занятие 15. Теоретическое (1 час).

Назначение, боевые свойства, общее ус­тройство и принцип работы автомата Калаш­никова.

 Занятие 16. Теоретическое (1  час).

Общее устройство и принцип работы ма­локалиберной винтовки ТОЗ-8, ТОЗ-12.

Занятие 17. Теоретическое (1 час).

Явление выстрела. Начальная скорость пули. Отдача оружия и угол вылета. Траекто­рия полета пули и ее элементы.

 Занятие 18. Практическое (2 часа).

Приемы и правила стрельбы. Выполнение упражнения стрельб из малокалиберной вин­товки. Изготовка и стрельба лежа. Трени­ровка в однообразии прицеливания.

 Занятие 19. Практическое (стрелковая тренировка) (4 часа).

Меры безопасности при выполнении стрельб. Изготовка к стрельбе лежа с упора. Производство стрельбы (установка прицела, прицеливание, спуск курка). Прекращение стрельбы.

 Занятие 20. Теоретическое (2 часа).

Сведения о взрывчатых веществах. Взрыв и его характеристика. Деление взрывчатых веществ по характеру их действия и практи­ческому применению.

Общее устройство боеприпасов. Меры безопасности при обращении с боеприпаса­ми. Правила поведения на войсковых учеб­ных центрах, стрельбищах и тактических полях.

Занятие 21. Теоретическое (1  час).

Назначение и боевые свойства ручных ос­колочных гранат. Устройство гранат и запа­лов. Работа частей и механизмов фанаты при броске. Меры безопасности при обра­щении с гранатами.

 Занятие 22. Теоретическое (2 часа).

Организация мотострелкового отделения, его вооружение и решаемые боевые задачи.  Боевые возможности стрелкового вооружения, танков, боевых машин и артиллерии. Меры безопасности при эксплуатации автомобильной и бронетанковой техники.

 Занятие 23. Теоретическое (1 час).

Основные противотанковые и противопехотные мины Вооруженных Сил Российской Федерации, их технико-тактические характеристики (ТТХ), общее устройство и принц действия. Меры безопасности при обращении с ними.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМБЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В повседневной жизни

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.

Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.

Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.

Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания1.

Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.

Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.

Оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях.

Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.

Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации.

Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать/понимать

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной  защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; 
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
  • пользования бытовыми приборами и инструментами;
  • проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
  • обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


 

1      Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Федеральное агентство по образованию (РОСОБРАЗОВАНИЕ)

АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Центральная предметно-методическая комиссия Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ

регионального этапа Всероссийской

олимпиады школьников по ОБЖ

Письмом Рособразования от 24 октября 2008 г. № 2319/12-14 «О сроках проведе-ния третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2008/2009 учебном году», сроком проведения регионального этапа олимпиады школьников по ОБЖ определено 5 февраля 2009 г.

Приказы по итогам проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школь-ников по ОБЖ должны быть изданы не позднее 15 февраля 2009 года и выставлены на сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управ-ление в сфере образования.

Списки участников регионального этапа Олимпиады по ОБЖ с указанием ФИО, даты рождения, наименования учебного заведения (по уставу), класса и набранных баллов заверяются руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, и направляются в Рособразование до 15 февраля 2009 года.

В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержден-ным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2007 г. № 286, региональный этап олимпиады проводится по заданиям, разработанным Цент-ральной предметно-методической комиссии Олимпиады по ОБЖ.

Учитывая, что письмом Рособразования от 24 октября 2008 г. № 2319/12-14 реги-ональный этап олимпиады по ОБЖ рекомендовано провести в один день, Центральной предметно-методической комиссией разработаны олимпиадные задания теоретического и практического тура, с учетом реализации указанных рекомендаций. Кроме того, по предло-жению представителей органов управления образованием субъектов Российской Федера-ции, принятого 6-7 ноября 2008 г. на семинаре-совещании «Итоги Всероссийской олим-пиады школьников в 2007/2008 учебном году», региональный этап Олимпиады по ОБЖ предлагается провести в два тура:

  • первый тур – теоретический (кабинетный), определяющий уровень теоретической подготовки участников Олимпиады;
  • второй тур – практический, определяющий уровень подготовленности участников Олимпиады в выполнении приемов оказания первой медицинской помощи.

Обращаем внимание организаторов регионального этапа олимпиады по ОБЖ,  что на данном этапе не предусмотрены «Полевой тур» и конкурс творческих проектов.

Задание 1. Число домашних персональных компьютеров, как и число пользо-вателей ими постоянно увеличивается. Поэтому проблема рационального взаимо-действия человека с компьютером в свете его влияния на здоровье становится в настоящее время особо актуальной. С учетом этого, ответьте на предлагаемые вам вопросы.

  

Вопрос 1. Заполните до конца таблицу, указав в ней последствия влия-ния указанных вредных факторов при работе на персональном компьютере.

 

 

 

п/п

Вредные факторы воздействия ПК на оператора

Последствия влияния вредных факторов ПК

1

Длительное неизменное положение тела 

 

 

 

2

Электронная развертка изображения и его мелькание на экране 

 

 

 

3

Электростатические и электромагнит-ные поля

 

 

 

 

Вопрос 2. Заполните схему, указав в ней виды излучений компьютера, воздействующие на организм человека.

 

 

 

 

 

 

Персональный компьютер

 

 

Вопрос 3. При помощи стрелок установите соответствие между вред-ными факторами и их последствиями. влияющими на органы зрения опе-ратора при работе на персональном компьютере

Увеличивается нагрузка на глаза, шею, спину, плечи и руки.

Быстрая утомляемость организма.

 

Недостаточно высокое разрешение монитора

 

 

Избыточная или недостаточ-ная яркость изображения

 

Возможны ошибки при считывании символов за счет ухудшения их восприятия

 

 

Увеличивает частоту восприятия и утомля-ет зрение

 

Наличие бликов на лицевой панели экрана

 

 

   Оценочные баллы:  максимальный  - 3,5                   

                                                 

                                                            фактический

 

Подписи членов предметного жюри:

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Широкое распространение электроэнергетики во всех сферах дея-тельности человека, в том числе в быту, привело к значительному расширению круга лиц, связанных с эксплуатацией электрооборудования. В связи с этим вопрос безопасности при эксплуатации электроприборов и электрооборудования приобре-тает особое значение. Вам предлагается ответить на ряд вопросов по данной тема-тике.

Вопрос 1. Действие электрического тока на живую ткань в отличие от других материальных факторов (пар, химические вещества, излучения и т.п.) носит своеобразный характер. По приведенным характеристикам определите вид действия электрического тока на организм человека.

 

Проявляется в ожогах отдельных участков тела, на-греве до высоких температур кровеносных сосудов, нервов, сердца, мозга и других органов что вызывает в них серьезные функциональные расстройства.

 

Проявляется в раздражении и возбуждении живых тка-ней организма, а также в нарушении внутренних биоэ-лектрических процессов, протекающих в нормально действующем организме и теснейшим образом связан-ных с его жизненными функциями.

 

Выражается в разложении органической жидкости, в том числе и крови, что вызывает значительные нарушения их физико-химического состава.

 

 

Вопрос 2. При помощи стрелок установите соответствие между вредны-ми факторами и их последствиями, влияющими на органы зрения оператора при работе на персональном компьютере                            

 

Электрический ожог

 

Поражение электрическим током сопровождается непро-извольными судорожными сокращениями мышц. В худшем случае приводит к нарушению и даже полному прекраще-нию деятельности жизненно важных органов, т.е. к гибели организма.

 

Электрический удар

Ярко выраженное местное нарушение целостности тканей тела, в том числе костных тканей, вызванное воздействием электрического тока или электрической дуги.

 

 

У большей части пострадавших от поражения электричес-ким током возникают ожоги, причем треть их сопровож-дается другими травмами – знаками, металлизацией кожи и офтальмии.

Местная электротравма

 

   Оценочные баллы:  максимальный  - 1,5                  

                                                 

                                                            фактический

 

Подписи членов предметного жюри:

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. На современном этапе в Российской Федерации проблема дорожно-транспортного травматизма по своим масштабам: гибели, ранениям и тяжести получаемых травм имеет все признаки национальной катастрофы. Рассмотрите предложенные Вам вопросы и предложите правильные ответы на них.

Вопрос 1. Автомобильный транспорт прочно вошел в категорию самых опасных. Ежедневно в стране происходит более 500 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают свыше 100 человек и получают ране-ния около 600. Назовите виды ДТП и определите причины их роста. 

 

Вопрос 2. На улицах и дорогах встречаются перекрестки, где отсутству-ют светофоры. В таких случаях часто требуется помощь регулировщика. Ответьте и опишите, какие сигналы регулировщика соответствуют сигналам светофора?

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА

Теоретический тур проводится в кабинетах или аудиториях, число которых должно равняться числу предметных секций, где участники региональной олимпи-ады будут одновременно письменно отвечать на вопросы заданий.

Предметные секции для участников старшей возрастной группы:

а) первая предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в повсед-невной жизни и в чрезвычайных ситуациях». Ответы на задания оценивают не менее трех членов жюри, после чего их оценки суммируются, и выводится общий балл;

б) вторая предметная секция – «Государственная система обеспечения безо-пасности населения». Ответы на задания оценивают не менее трех членов жюри, после чего их оценки суммируются, и выводится общий балл;

 в) третья предметная секция – «Основы обороны государства и воинская обязанность». Ответы на задания оценивают не менее трех членов жюри, после чего их оценки суммируются, и выводится общий балл;

г)  третья секция – тестирование.

В представленной методике даются тексты заданий и ответы на них. Причем, представленные ответы по их содержанию являются основой для оценки знаний участников, т.к. несут только смысловую нагрузку рассматриваемого вопроса или ситуации, и не претендуют на единственно верные по структуре содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© poluprowodnik

Конструктор сайтов - uCoz